Карельский ГО Бюллетень

№ 24 (36) 6 июня 2000 г.

Грядёт Всероссийский Го-конгресс.

7 июля 2000 г. в помещении гостиницы "Вега" туркомплекса "Измайлово" стартует очередной Всероссийский Го-конгресс, в программе которого будет проведено несколько интересных турниров. Так, в тот же день 7 июля будет дан старт участникам московского этапа из серии турниров Тойота-Тур. Три дня, в течение которых участники сыграют по 6 партий определят победителей. Призовой фонд небольшой, но похоже элитные войска собираются быть в полном составе на поле сражения.
10 июля в понедельник впервые в России стартует Командное Первенство России. Ранее в стране проводились командные соревнования, хотя не такого уровня, как ожидается. Для го-фанов да и самих игроков, безусловно, интересно знать команда какого региона, какого города или республики станет первой, да и вообще, как в иерархии расположатся команды. На сегодняшний день пока неизвестно сколько команд будет участвовать в Первенстве, есть ли ограничения на количество участвующих команд, могут ли выступать несколько команд от одного региона, могут ли быть сформированы команды из игроков различных регионов России. Вопросов много, на некоторые мы, наверное, не получим ответов до самого открытия. Однако, хотелось бы, чтоб в таком турнире приняли участие все сильнейшие игроки России, и чтоб каждая команда защищала честь своего города, своей республики. Будем надеяться, что Командное Первенство России пройдет на высоком уровне, представительно, без формального подхода, и станет традиционным.
Также в программе проведение "пивного турнира", мастер-класса Ли Хёка, Юношеского Первенства России и блиц-турнира. Завершится Конгресс 13 июля.


Международные новости от Ивана Куликовского.

В прошлом году в финале 1-го Кубка "Чунлан" встретились два представителя Кореи - Чо Хун-хен и Ли Чанг-хо. В этом году в финале 2-го розыгрыша этого турнира встретятся представители Китая и Японии. Полуфинальные партии состоялись 19 мая в г.Чонг-цинь в провинции Сичуань (Китай). В одном полуфинале Ма Сяо-чун (9 дан, Китай) выиграл у Ёды Норимото (9 дан, Япония), а в другом O Риссэй (9 дан, Япония) выиграл у Конга Чжи (5 дан, Китай). Финал и партия за 3 место будут сыграны в г.Нандзинь 18 июня.

На прошлой неделе были сыграны ещё две партии в Секции Победителей отборочного турнира к матчу за титул "Дзюдан-2001". Обе партии закончились с разницей в 0,5 очка. В одной из них Такэмия Масаки (9 дан) выиграл у Хикосаки Наото (9 дан), а в другой - Ёда Норимото (9 дан) выиграл у Чо Чикуна (Мэйдзин). Обе игры состоялись 25 мая в помещении "Нихон Киин". Теперь и Хикосака, и Чо Чикун вылетели в Секцию Проигравших.

Похоже, что Като Масао (9 дан) испытывает особые чувства к титулу "Одза": он выигрывал его 11 раз (впереди Като лишь Чо Чикун, который владел титулом "Хонинбо" 12 раз). При этом Като владел титулом "Одза" с 1982 года в течение 8 лет подряд. В этом году он стал первым, кто пробился в полуфинал отборочного турнира к титулу "Одза-2000". 25 мая Като выиграл с перевесом в 5,5 очков у Кобаяси Коити (Дзюдан, Тэнгэн и Госэй). В действительности в партии лидировал Кобаяси, но он плохо защитился против вторжения в сан-сан в конце середины игры, позволив Като создать там ко-борьбу.

Все три западных игрока, играющих в "Нихон Киин", на прошлой неделе выиграли свои партии. В квалификационном турнире "Отэаи" Каталин Тарану (4 дан, Румыния) выиграл у Кобаяси Кэндзи (6 дан). В этом же турнире Ганс Пич (3 дан, Германия) выиграл у Фу Кобаи (1 дан). А в предварительном круге 26-го турнира "Госэй" Майкл Рэдмонд (8 дан, США) выиграл у Такахаси Хидэо (6 дан).

"Нихон Киин" решила учредить диплом "8 любительский дан". Он будет присуждаться игроку, который 3 раза (или более) выигрывал 3 любительских турнира, проводящихся в Японии. Эти турниры - отборочный турнир к Чемпионату мира среди любителей, любительский титул "Хонинбо", и любительский турнир "Best Ten".
Основываясь на этом критерии диплом 8 любительского дана получили:
Кикути Ясуро (в марте 2000 года гостил в Санкт-Петербурге), Харада Минору, Хираока Сатоси, Хирата Хиронори, Имамура Фумиаки, Миура Хироси, Накадзоно Сэйдзо и Сакаи Хидэюки.
Никто не может оспорить это, т.к. все эти любители играют в силу профессионала среднего уровня и легко могут дать игроку 5 любительского дана три камня форы. Тем не менее, легко увидеть, что будет потом. Прошло чуть более 2 десятилетий со времени учреждения диплома "7 любительский дан". Поэтому примерно в 2025 году мы можем увидеть диплом "9 любительский дан". Любительская система данов станет параллельна профессиональной. А если потом учредят любительский турнир "Дзюдан" ("дзюдан" по-японски - 10 дан)?

До настоящего времени был только один турнир, в котором могли участвовать и любители, и профессионалы. Это Кубок Agon Kiriyama (бывший Кубок Acom). Теперь турнир "Мэйдзин" также открыл свои двери игрокам-любителям, но пока на один год. Причина - проведение 40-го любительского турнира "Best Ten". Решили, что любители, занявшие первые 5 мест в этом турнире, будут включены в первый раунд отборочного турнира к 27-му титулу "Мэйдзин". Финальная стадия любительского турнира "Best Ten" состоится 15-17 июля и определит 8 лучших игроков. Первые пять затем будут участвовать в турнире "Мэйдзин", который начнётся в конце августа. Вряд ли любитель выиграет место в Лиге "Мэйдзин", но это теоретически возможно. Если эксперимент удастся, то он откроет путь к появлению истинных открытых турниров.

28 марта в Токио состоялся праздник. Причина - ученики школы Китани и ученики учеников школы Китани в сумме достигли уровня в 500 данов. В 1970 году школа Китани достигла суммы 200 данов (Китани Минору умер в 1975 году); удивительно, что школа по-прежнему расширяется. Сумма данов прямых учеников Китани Минору - 397, а недостающее до 400 может добавить внучка Китани, Кобаяси Идзуми (4 дан).
Ранее в этом же месяце, 19 числа, свой праздник отмечала школа Оэды (крупнейшая школа, которой руководит живой учитель) - 100 данов. Ведущие игроки школы - Ясуда Ясутоси (9 дан ), Ё Кагэн (9 дан) и Майкл Рэдмонд (8 дан).

28-31 мая в г.Кенджу (Корея) состоялся 12-й Азиатский ТВ-Кубок. Мы не знаем результаты финальной партии, но уверены, что победителем будет кореец.
Ёда Норимото (9 дан, Япония) целился на третью подряд победу в этом турнире, но во втором круге он проиграл с перевесом в 6,5 очков Ли Чанг-хо (9 дан, Корея). Другие два японских игрока также проиграли. А в финале встретятся Ли Чанг-хо и Чо Хун-хен (9 дан, Корея).
Результаты следующие:
1-й Раунд:
- Ли Чанг-хо (Корея) выиграл у Люо Сян-хэ (Китай);
- Чо Хун-хен (Корея) выиграл у Рю Сикуна (Япония);
- Дин Вэй (Китай) выиграл у Имамуры Тосия (Япония).
2-й Раунд:
- Ли Чанг-хо выиграл у Ёды Норимото;
- Чо Хун-хен выиграл у Дин Вэя.

У го нет достойной альтернативы.
(подготовлено по материалам Интернет)

Как одна из великих в мире стратегических настольных игр, шахматы несомненно соперничают с го, что естественно определяет их как полезное педагогическое дополнение к стандартному курсу обучения. Шахматы часто использовались в роли стороннего ориентира в местах, где го было неизвестно. Как заметил Шелби Лиман в своем национальном печатном издании в Шахматном разделе в "Ньюсдэй" 10.09.1991 г., "шахматы работают в сфере образования потому что... это спорт... и это есть игра для увлеченных". Он продолжал: "дети играют в шахматы вовлекая полностью свой интеллект, свою волю и силу до удивительной степени. Они бдительно следят за шахматной доской: осматривают, запоминают, генерируют идеи, проверяют эти идеи, принимают решения и совершают ошибки, и учатся на этих ошибках." Он заключает:"шахматы имеют преимущество над многими другими школьными предметами: они совмещают в себе теорию и практику. Идеи оттачивались и проверялись в суровых испытаниях конкурентной борьбы. Недостаточная формулировка или плохое исполнение идей проигрывали партию. Небрежное, неправильное мышление безжалостно опровергалось на шахматной доске".
Го - более лучший, чем шахматы, педагогический инструмент, потому что го не только обладает всеми вышеуказанными свойствами, но также и другими более важными признаками, которые шахматам не присуще вообще:
- Наиболее легко обнаруживается - это более лучшая доступность, особенно для очень маленьких детей. Это выражается в отсутствии каких-либо искусственных сложностей (т.е. различии в ходах, продвижении, укреплении, захвате, и т.п.), что окружает шахматы. Структура го проста и также легка для изучения как игра в шашки, поэтому го доступно для почти любого, чтоб быстро и без особых усилий начать играть в неё.
- Строгая начальная позиция в шахматах в значительной степени сокращает число возможного выбора, таким образом препятствуя свободному течению творческой фантазии игрока. Напротив, го доска в начале игры пустая и игроки создают свои собственные построения в каждой игре, позволяя полностью господствовать их творчеству и фантазии.
- Упрощённая цель шахмат - захват вражеского короля вместе с маленькой 8 х 8 площадью доски и определенная начальная позиция ведут к "быстрому убийству" умонастроения, в котором захват определенного материала или успешная "матовая атака" на вражеского короля могут привести к быстрой победе. Результат таков, что игра очень сильно склоняется в сторону тактики, с очень маленькой возможностью для развития чего-то большего чем элементарная стратегия. Напротив, го доска 19 х 19 линий имеет огромный размер. Необходимость обменивать маленькие ограниченные территории и их стоимость на возможность последующего позже получения более широко простирающихся пространств на доске, приводит к невероятно глубокой стратегии, реализация которой зависит, в том числе, и от точного тактического исполнения на каждом ходу. Такое положение предоставляет го широкие возможности для интеллектуального развития.
- Конечно, наиболее важное из всего, громадный размер го доски делает невозможным точно сосчитать ожидаемый результат в ходе решающих начальных стадий игры, и игрокам необходимо полностью полагаться на основные стратегические принципы и такие функции правого полушария мозга, как "узнавание по образам" и "инстинкт". Такая интеграция правого и левого полушарий мозга - есть решающее и главное, что присуще го, способствующее развитию мышления, что полностью не присуще шахматам (или любой другой известной человеческой деятельности).
По этим причинам го не только предоставляет неограниченные возможности для каждого талантливого индивидуума, чтоб полностью развивать свои умственные способности, но и эффективно совершенствовать функции головного мозга. Такие результаты не присущи какому-либо другому известному педагогическому инструменту.

С уважением, Николай Зайцев.